После завершения земляных работ приступают к возведению
опалубки. Она изготавливается из древесины низкого качества. Это может быть
шалевка, не обрезная доска и тому подобное. В последнее время в целях экономии
для опалубки начали применять временные деревянные щиты многоразового
использования. Щиты обеспечивают достаточную прочность и легко монтируются. Для
опалубки щиты можно арендовать в строительной фирме, это будет гораздо дешевле,
нежели покупать древесину, которая после заливки фундамента просто
выбрасывается.
Опалубка, будь то щиты или шалевка, должна крепко закрепляться с наружной стороны надежными подпорками. При заливке бетона он распирается и возможно повреждение опалубки. Особое внимание уделяют угловым узлам и надземной части, где создать необходимую жесткость наиболее трудно. Высота надземной части зависит от того, каким будет цоколь — высокий или низкий, чтобы армировка каркасами не гуляла в траншее при заливке, ее дополнительно закрепляют к опалубке.
Когда опалубка возведена, пространство под фундамент
заливают бетонной смесью. Покупной бетон делается на основе гравия или
керамзита с использованием цемента определенной марки. Наиболее прочной
считается гравийная смесь марки М350, М400. Бетон на основе керамзита
применяется для легких несущих строений. Если объем фундамента большой, то
лучше отдать предпочтение готовой смеси.
Бетон на строительную площадку привозят в бетономешалках.
Средний объем бетономешалки на автомобиле типа КАМАЗ, КРАЗ составляет 6-8 м3.
При заливке, бетонную смесь постоянно уплотняют острыми металлическими пиками.
Процесс уплотнения помогает избежать возникновения пустот в середине
фундамента. После заливки фундамента его накрывают плотной полиэтиленовой
пленкой и дают «выстояться». Необходимая прочность бетона достигается через 4-5
недель. Опалубку можно снимать уже на 2 неделю.