Классификация и правильный подбор строительной арматуры


Строительная арматура незаменима на любой строительной площадке, более того, это один из самых необходимых предметов. Возведение мощного прочного фундамента невозможно без армирования, также нельзя обойтись без этого процесса и при изготовлении железобетонных конструкций, столбов, заборов, лестниц. В зависимости от способа использования и назначения всю арматуру разделили на рабочую и монтажную, которая помогает удерживать правильное положение рабочей арматуры, принимает на себя основную тяжесть при усадке бетона и равномерно распределяет нагрузку по всем стержням. Строительные хомуты, относящиеся к монтажной арматуре, к тому же, применяются для создания каркасов, а арматурный уголок – для укрепления ленточного и других типов фундамента в углах.


Зависимо от свойств, вида, метода изготовления строительную арматуру делят на разные группы, имеющие собственное обозначение. Так, символом «А» и римской цифрой от единицы до шестерки обозначается горячекатаная стержневая арматура, длиной от шести до двенадцати метров и диаметром порядка 6-8 мм. От числа зависит прочность стержней. Чем оно выше, тем прочность больше. Холоднотянутая арматура обозначена символом «В» и делится на следующие подвиды: проволочные канаты, высокопрочная гладкая арматура, проволока обыкновенная. Помимо этого, выделяют арматуру периодического профиля, гладкую, ненапрягаемую, жесткую, гибкую проволоку и стержни. Каждый конкретный вид производится из стали определенной марки и имеет свою особенную химическую структуру.


Правильно подобрать арматуру не так просто, но зная, что нужно учитывать при выборе, удастся избежать ошибок. Во-первых, всегда необходимо обращать внимание на такие показатели, как условия эксплуатации, температура, контакт с разрушающими элементами, предназначение изделий из арматуры, условия изготовления. Необходимо учитывать, каким способом будет изготовлен каркас, сваркой или вязкой, с какой маркой бетона будет контактировать. К примеру, применение холоднотянутой арматуры в железобетонных изделиях, эксплуатируемых при температуре ниже ноля, запрещено. Для агрессивной среды используется арматура А-IIIв, Атп-V, А-IV. Марки А-I и А-II идеально подходят для конструкций, которые будут эксплуатироваться под напором воды или газа. При производстве каркаса способом вязки следует применять арматуру групп A-IV, A-V и Aт-V. Для изготовления напрягаемой рабочей арматуры применяется горячекатаная сталь класса А-III и Ат-III.

Различное применение изделий из мягкой и жесткой арматурной стали


Все квалифицированные строители знают о видах изделий из арматуры и правилах использования каждого из них. По назначению арматура делится на рабочую, монтажную, конструктивную, по условиям применения – на напрягаемую и ненапрягаемую, по ориентации в конструкции – на продольную и поперечную. Но есть еще одно разделение всех арматурных изделий на отдельные виды, которое зависит от типа арматурной стали и ее прочности. Она может быть жесткой и мягкой. В зависимости от этого отличаются их характеристики, а как результат, и предназначение.


Жесткая или твердая арматура – это изделия из стальных прокатных профилей или стержней диаметром от 40 мм, обладающих существенной жесткостью на сжатие, растяжение и изгиб. К ним относятся: швеллеры, арматурные уголки, двутавровые балки, строительные скобы. Такой вид арматуры применяется при возведении монолитных перекрытий и в сжатых элементах конструкций, рассчитанных на большие нагрузки, при условии, что нагрузка от собственного веса конструкции не будет превышать ¼ общей массы нагрузок. Жесткая арматура выполняет функцию металлического каркаса на нагрузки в процессе строительства, поэтому ее рекомендуется осуществлять по связевой схеме. На строительную площадку жесткую арматуру, изготовленную механизированным способом на автоматических линиях, поставляют уже в готовом виде.


Мягкая арматурная сталь характеризируется высокой пластичностью, что позволяет ей удлиняться при разрывах в среднем на 25%. Для укрепления данного вида арматуры используют углерод или же такие химические элементы, такие как марганец и кремний. Чтобы повысить ее прочность, мягкую арматурную сталь закаляют под сильным воздействием температуры, либо вытягивают ее под механическим воздействием. В итоге такой обработки она повышает свою прочность, но теряет пластичность, то есть, способность удлиняться.


Прочная жесткая сталь в строительстве нужна не всегда. При возведении железобетонных конструкций, подвергающихся высоким нагрузкам, применение мягкой арматуры необходимо для того, чтобы уменьшить риск ее разрыва при большом давлении на опоры. Также с ее помощью создают армокаркасы. Если сталь поддавалась термической или механической обработке, то в каркасы ее лучше не сваривать, а вязать.

Армирование свайного фундамента


Основное предназначение фундамента заключается в принятии на себя нагрузок от веса здания, предметов и объектов, находящихся в нем, а также нагрузок от веса несущей конструкции. По этим причинам становится очевидно, что фундамент должен быть минимум в два раза прочнее того здания, которое расположено на нем. В последние годы в строительстве все чаще используется свайный фундамент. Он более технологичен, так как не возникает потребности копать траншеи и уменьшается расход бетона. Залить традиционный ленточный фундамент можно не всегда, поскольку часто под застройку отводятся участки со слабой несущей способностью грунта, и тогда фундамент на сваях становится самым оптимальным вариантом.


Сваи – это длинные высокопрочные стержни, глубоко забивающиеся в землю, которые могут быть сделанными из дерева, металла и железобетона. Специальной машиной, вгрызающейся в почву на 3-5 м, сваи забивают в землю, а расстояние и глубина определяются в зависимости от прочности земной поверхности и нагрузки на сооружение.


Как и любой другой тип фундамента, свайный нуждается в армировании. Армируется он примерно так же, как и столбчатый фундамент, однако арматурные изделия в данном случае располагаются не квадратом, а по кругу. Для этого используется арматура диаметром 10-15 мм.


После того, как все сваи забиты, на них устанавливают ростверк – верхняя часть свай, которые выполняют функцию распределения нагрузок. С этой целью в современном строительстве чаще всего применяются монолитные плиты. Следующий этап – укрепление ростверка за счет применения более прочных материалов, продольных и поперечных стержней арматуры, каркасов и сеток, обеспечивающих защиту от деформации. Поскольку высота ростверка не большая, можно ограничиться двумя арматурными сетками, каркас следует располагать на расстоянии4-5 см от бетонного края.


По окончании установки каркаса в скважину подается бетон. Армирование свайного фундамента сопровождается некоторыми сложными моментами, поэтому прежде, чем приступить к этому процессу, стоит пригласить на строительную площадку профессионального мастера и проконсультироваться с ним. От качества армирования будет зависеть качество фундамента, а от него, в свою очередь, – надежность и устойчивость всего здания. Чем почва сыпучее, тем прочнее должен быть арматурный каркас, а для максимального сцепления с бетоном рекомендуется использовать ребристые прутья.

Армирование лестничного проема


Лестница – важный элемент конструкции многоэтажного здания. Она, несомненно, должна быть максимально надежной и безопасной при эксплуатации. Чтобы увеличить ее нагрузочную прочность, необходимо в обязательном порядке армировать лестничный проем (марш). Это повысит устойчивость самой лестницы, защитит конструкцию от прогиба и растяжения, предотвратит появление сколов и трещин.


До начала проведения работ нужно обратить внимание на тип конструкции будущей лестницы и учесть уровень нагрузок, которые она будет получать ежедневно. При интенсивных нагрузках конструкция начнет испытывать давление сверху, где бетон станет сжиматься, в то время как снизу произойдет растяжение, что приведет к потере прочности бетона. Поэтому особенно важно армирование нижней части марша. При армировании лестничного проема используются скобо-гибочные изделия и плоские арматурные каркасы, реже – арматурные сетки, но эффективность их в данных конструкциях практически равна нулю. При сборке каркасов и укладке арматуры применяются дополнительные элементы – швеллеры, закладывающиеся по бокам опалубки, и арматурные уголки для армирования краев ступеней.


Армировать лестничный проем необходимо по направлению сверху вниз, ведь основное давление производится сверху, значит, укреплять лестницу нужно с обратной стороны. Размеры плоских каркасов и верхних, и нижних должны совпадать. Простые монолитные лестницы, не имеющие в своей конструкции площадок, не нуждаются в армировании нижней части, достаточно будет только верхней. Арматура повысит жесткость лестницы и защитит ее от возможных ударов и повреждений. Двухмаршевые лестницы нужно надежно крепить к стенам, поскольку их монолитные площадки принимают огромные нагрузки от веса этой же лестницы. Для этого используют специальные железобетонные венцы. Если дом возводится по технологии монолитного литья, возведением и армированием лестниц следует занять в процессе строительства самих стен.


Чтобы рассчитать количество необходимой арматуры, нужно сопоставить такие показатели, как длина лестничного пролета, расстояние между прутьями, минимальная высота рабочих плит, диаметр арматурных стержней. Доверить подсчеты стоит профессионалам, людям, знающимся на этом деле. Даже, если вы решили заняться армированием самостоятельно, без грамотно разработанного проекта-схемы армирования вам в этом деле не обойтись.

Как самостоятельно гнуть арматурные стержни?


Для армирования железобетонных конструкций используют как готовые каркасы и сетки, так и сделанные самостоятельно. Конечно, покупка готовых изделий упрощает этот процесс, но сделать каркас, хомут, лягушку или уголок из арматуры своими руками тоже можно. Для этого нужно только научиться ее гнуть, для чего даже не понадобится специальный станок.


Существует два основных способа, позволяющих согнуть арматуру в домашних условиях. Для первого способа нам понадобятся две стальные трубы. Чем большей будет их длина, тем легче будет согнуть арматурные стержни. Диаметр труб обязательно должен превышать диаметр арматуры. Одну из них необходимо укрепить, сделав ее полностью неподвижной. Для этого трубу можно попросту закопать в землю. После этой нехитрой манипуляции стержень арматуры вставляется в укрепленную трубу, а вторая труба надевается сверху. Именно с ее помощью мы начинаем сгибать арматуру, пользуясь ею как своеобразным рычагом и придавая стержням необходимую кривизну.


Чтобы согнуть арматуру вторым способом, нужно взять паяльную лампу и молоток. В этом случае важно закрепить сам арматурный стержень, который будет сгибаться (это сделает процесс более удобным, однако данное условие не обязательно для выполнения). После этого берем паяльную лампу и раскаляем место сгиба, а затем загибаем арматуру в нужную сторону молотком. Этот способ подходит для тех, кто не обладает большой физической силой, поскольку он не требует практически никаких усилий. Раскаленный металл поддается сгибу намного легче.


Также, чтобы самостоятельно изготовить гнутые арматурные элементы, можно взять обрезок швеллера, закрепить его к устойчивому основанию и выпилить на ребрах друг против друга канавки, чуть превышающие по размеру диаметр стержней. Сделав на стержне нужную разметку, помещаем его в канавки и начинаем сгибать. Последний вариант удобен для изготовления арматурных хомутов, так как за один раз можно согнуть стержень сразу в двух местах. Чтобы соединить концы стержня, сведя их друг с другом так, чтобы получился четырехугольник, следует применить трубу, как и в первом способе.


Как можно сделать вывод, гнуть арматуру самостоятельно не так уж сложно. Тем не менее, это более затратно и физически, и по времени. Поэтому, если есть возможность приобрести готовые скобо-гибочные изделия, этим стоит воспользоваться.

ЗАО «3Д-Металл» принимает заявки на изготовление скобо-гибочных изделий, использующихся для формирования каркасов железобетонных изделий различной конфигурации, а также изготовления изделий из гнутой арматуры и проволоки.